В.П. Турусов
Особенности военно-исторического движения в России
(по опыту ряда отечественных клубов)
{продолжение, начало  ВИФ. 2005. № 8 (28)}

Возникновение инициативных групп любителей и военно-исторических кружков – это были первые шаги военно-исторического движения, которые были рассмотрены в начале данной статьи. Следующим шагом движения стало выделение отдельных игровых клубов, а затем – формирование первых групп исторической реконструкции.  Мы рассмотрим этапы развития движения на опыте ряда ленинградских-петербургских и московских клубов.
3. Создание игровых клубов
В  90-е годы в отдельное направление стали выделяться военно-исторические игры в настольном или напольном варианте. 
Предыстория этого вопроса достаточна обширна и уходит «в глубь веков» [23]. Мы выделим лишь отдельные известные факты, связанные с ленинградскими коллегами по интересам. Трудно установить, когда начали развиваться первые настольные (напольные) игры с использованием солдатиков, получившие название камерных военно-исторических игр. Большинство коллекционеров военно-исторических фигурок свое увлечение историей начинали с подобных  игр, включая и детство полковника М.В. Люшковского. От игры к изучению военно-исторических вопросов, а затем и к исследованиям по военной истории – таков путь не одного коллеги по увлечению военно-историческим моделированием. Нами хорошо были прослежены игры любителей этого направления в Ленинграде, начиная с рубежей 50-х….60-х гг. XX века. Одновременно отметим, что лишь сравнительно немногие коллекционеры миниатюры превратили игры в свое отдельное и основное занятие.
Еще в начале 60-х гг. прошлого века такие игры с использованием самодельных солдатиков широко использовались  любителями при проведении напольных «сражений» на квартирах. Это были в частности ленинградцы Турусов В.П. и Целиков Ю.Н., затем в 70-х гг. – Соловьев В.Н., Соколов О.В, Белоусов Д.Б. и другие. Первоначально для таких игр применялись плоские бумажные и металлические фигурки, а затем в обиход стали входить и пластмассовые фигурки. Обязательным условием игры стали правила, которые должны были быть определены до начала игры. Первоначально это были устные договоренности участников игры. Формализованные правила игры по наполеоновской эпохе, которые уже использовали элементы случайности, были сформулированы в письменной форме отечественными любителями еще в 1972…1973 гг.  В частности, такие правила были созданы группой ленинградских любителей в составе Соловьева В.Н., Соловьева Н.В. и Кузнецова О.П.  Вслед за правилами для наполеоновских войн в 1974…1975 гг. этим же коллективом были созданы правила для средневековых войн. С точки зрения современных представлений это были лишь первые наброски практических правил игры.
Первый вариант четких и однозначных правил для игр по  наполеоновской эпохе был создан под руководством и при непосредственном участии Соколова О.В. примерно в 1975…1976 гг.  Десять лет спустя в 1984…1985 гг. широкомасштабные военно-исторические игры начали проводиться в помещении Артиллерийского исторического музея г. Ленинграда группой любителей во главе с Соколовым О.В. На эти игры в музей собирались участники с разных районов г. Ленинграда. В это же время – в 1985…1986 гг. – в играх произошла замена 32-мм плоских или полурельефных фигурок из разного материала (бумажных, металлических или картонных) на объемные фигурки высотой 20 мм, но изготовленные из металла или из пластика и раскрашенные с достаточной исторической достоверностью. В конце 80-х гг. в играх вводятся общие подставки для отдельных частей (кавалерийских полков или батальонов пехоты в 10…25 фигурок).
В последующем отдельно стали выделяться клубы, специализирующиеся на настольных (напольных) играх с помощью фигурок. Наиболее распространились игры с 20-мм фигурками, которые и стали назваться «игровыми фигурками».
Правила для настольных игр совершенствовались и развивались. Название «настольные» также стало условным, поскольку игры проводятся на специальных щитах, собираемых из отдельных элементов, которые раскладываются на столах как на опорах.
Организационные формы игровые объединения в Петербурге приобрели в конце 90-х гг. XX века.  Наиболее известными родоначальниками игровых способов военно-исторического моделирования является ленинградский клуб «Десятый легион» [24]. Клуб создан в 1991 году, создатели и руководители Горец А.В., Евсеенков С.Ю. и Федоров Я.А., специализация – эпоха Древнего Мира. Следующим по известности признается в Петербурге клуб «Триумф» [25], созданный в 1999 году. Руководитель этого клуба Костыря А.В., а специализация – наполеоновская эпоха и Средневековье.  Клуб «Триумф» был создан из части  клуба «Десятый легион», имея с последним объединением общие корни и традиции.
Кроме того, существовали и существуют различные игровые кружки, которые совмещают изготовление простейших фигурок с проведением игр на исторической базе. Руководителями таких кружков были или являются Житомирский В.Л., Жмодиков Ю.Л., Зверев С.Э. и другие
В развитие игровых кружков и клубов внесли свою лепту Соколов О.В., Соловьев В.Н., Горец А.В., Евсеенков С.Ю., Костыря А.В., Жмодиков Ю.Л., Зверев С.Э. …
4. Группы реконструкции формы одежды
С середины 70-х гг.  прошлого XX века в СССР возникла новая ветвь военно-исторического движения – группы реконструкции, которые первоначально собственными руками стали в натуральном масштабе восстанавливать внешний вид солдат полков прошлого, в первую очередь русской и французской армии эпохи 1812 года. Одним из первых мундиров, пошитых  для реконструкции внешнего вида, который был изготовлен целиком собственными руками в Ленинграде, был доломан офицера русского Елисаветградского гусарского полка на период 1812…1816 гг.  Этот доломан был изготовлен ленинградцем Соловьевым В.Н. в период 1976…1978 гг., то есть более четверти века тому назад. Одновременно вместе с ним над изготовлением своими силами уланской шапки, русского кивера образца 1812 года и мундира французского легкоконного полка (по французской терминологии - полка шеволежеров-пикинеров) работал еще один ленинградец – Леготин С.Ф. Это были первые современные  попытки сделать элементы форма исторического образца чисто для личных целей. Первая униформированная группа, занимающаяся наполеоновской эпохой, была создана Соколовым О.В. в Ленинграде в рамках Морского петровского клуба в 1976…1978 гг. В последующем это образование было названо группой «Империя», так как интересы ее участников были связаны с историей Первой империи, то есть с наполеоновской эпохой. Сначала основной состав группы «обмундировывался» временно в театральных костюмерных города и занимался выездами на «week end» в район крепости Копорье примерно в 70 км на запад от Ленинграда, что носили  характер своеобразных «сборов» группы по интересам.  В 1980 году ленинградские наполеоноведы в мундирах перешли из расформированного Морского петровского клуба в кружок при Музее А.В. Суворова, где затем в рамках клуба стали формироваться отдельные группы реконструкции формы одежды различных конкретных полков. Такие группы примерно с середины 80-х гг. перешли к самостоятельному воссозданию формы и снаряжения полков далекого начала XIX века, своими руками изготовляя отдельные предметы формы и снаряжения, а также изготовляя муляжи (макеты, включая и действующие) оружия.
С конца этого десятилетия отдельные «полковые» группы реконструкции стали организованно выделяться в самостоятельные клубы, где целиком своими силами воссоздавалась форма одежды разных чинов выбранных полков.
По праву одно из ведущих  мест в списке этих клубов принадлежит группе «32-й линейный полк» [26]. История создания этой группы такова. В конце 1988 года в Ленинграде на базе ряда инициативных групп из Ленинграда, Москвы и Киева была создана и централизованно «обмундирована»   (по одним образцам и в одной манере) знаменитая 32-я полубригада французской республиканской армии. Инициатор создания этой группы – Соколов О.В., первый руководитель группы Еременко С.А., состав группы входили москвичи Комолинский П.Ф. (1950-1990), Валькович А.М. и Васильев А.А. Эта группа, представляющая в 1988 году полубригаду эпохи революционных войн, впервые в нашей стране выехала за рубеж, побывав в 1989 году в Париже на праздновании 200-летия Великой Французской революции. Затем группа была переименована в «32-й линейный полк», начав воссоздавать форму французской линейной пехоты на период 1809…1812 гг., то есть на время Первой империи. Состав группы изменился, но группа существует в Санкт-Петербурге и поныне.
Одной из первых в Ленинграде-Петербурге была создана другая известная группа реконструкции формы русской армии – знаменитые «Павловские гренадеры». Идея и начало работы по созданию группы – 1985 года, организационное оформление группы было закончено примерно к 1989 году. Начальник группы – Королев В.Б. 
Развитие движения привело к созданию в Петербурге целого ряда новых групп и клубов, в числе которых числятся:
• «Лейб-гвардии Преображенский полк», год создания – 1987, создатель и первый руководитель – Введенский Г.Э., затем руководил группой Рогатин А.И, «командир полка» - Белов А.М.,
• «Прусские гвардейские егеря», года создания – 1989, создатель и руководитель клуба – Бондарев В.В.,
• затем уже во второй волне - «Егеря-конскрипты Императорской гвардии», год создания – 1994, руководитель Суслов П.В., с 2001 года группа разделилась на две части, одна из которых стала «Вольтижерами Императорской гвардии», а вторая первоначально сохранила старое название
• «Санкт-Петербургский гренадерский полк», год создания – 1996, руководитель Павлов С.Д.
Среди петербургских групп на 2002 год числились «21-й и 46-й линейные полки», «15-й легкий полк», «15-й драгунский полк», «Лейб-гвардии Егерский полк», «Лейб-гвардии Казачий полк», две группы «Гвардейский Экипаж» и т.п.
В Москве движение групп реконструкции весьма бурно развивается примерно с конца 80-х годов. Так количество московских групп (городских и областных), имеющих отношение только к эпохе 1812 года, на тот же 2002 год превышало 30. К примеру, в число московских клубов реконструкции, в частности, входят «Второй швейцарский полк» (создан в 1993 году, председатель клуба Вилков А.В.) и «1-я резервная рота егерского батальона Ея императорского высочества государыни и великой княгини Екатерины Павловны» (1996 год, председатель – Жуковский Ю.М.).
Подробная история московских клубов, как и клубов других городов – это предмет отдельного изучения, где специалистами вопроса и хранителями сведений выступают, прежде всего, непосредственные организаторы и участники разных форм военно-исторического движения, которым точно известны все перипетии и организованные нюансы движения в разных городах страны.
Первопроходцами этого направления военно-исторического движения стали Соколов О.В., Соловьев В.Н., Леготин С.Ф., Королев В.Б., Введенский Г.Э.,  Валькович А.М.,  Бегунова А.Б. и многие другие инициаторы и руководителя полковых групп и клубов.
(продолжение следует)
Источники
1…23. Приведены в ВИФ № 8 (28).
24. Евсеенков С.Ю. Военно-исторический клуб «Десятый легион» // ВИФ. 2003. С. 63.
25. Клуб любителей военно-исторической миниатюры «Триумф» // ВИФ. 2001. № 19. С. 56…57.
26. Соколов О.В.  Клуб «32-й линейный полк» // ВИФ. 2001. № 18. С. 60.