Предисловие
к «Росписи русским полкам 1812 года» 

Роспись представляет собой … «справочник о полках регулярной пехоты и кавалерии 1812 года, с указанием названий полков в 1812 г., их дальнейшей судьбы, принадлежности в 1812 г. к армиям, корпусам и дивизиям, формы обмундирования, знамен и штандартов 1812 г. и награды за боевые подвиги 1812, 1813 и 1814 г.г. с приложением кратких общих описаний организации, обмундирования, знамен и штандартов в 1812 г.,  расписаний  армий 1812 г. и приказов о пожаловании наград за боевые подвиги 1812, 1813 и 1814 г.г. с рисунками форм и знамен».
Большинство приводимых ниже данных появлялось уже в печати, но было рассеяно по десяткам томов разного рода исторических трудов, на страницах повременных изданий и среди опубликованных архивных материалов. Разыскание указанных сведений по этим источникам представляет не мало затруднений даже, если иметь их все под рукой, что не всегда возможно.
Настоящая роспись является попыткой свести в одно целое главнейшие данные о регулярных полках русской армии 1812 г. с тем, чтобы каждый, интересующийся любой из этих частей, мог возможно легче найти нужную хотя бы элементарную справку:
1) о названии части в 1812 г. и ныне (на 1912 год – Прим РК ВИФ), или о времени ее расформирования и полках, к которым присоединены части упраздненных полков;
2) о принадлежности данного полка и выделенных им батальонов, рот и эскадронов (зная армию, дивизию и корпус, уже не так трудно определить, в каких боях была часть, входившая в названные соединения);
3) о форме обмундирования частей в 1812 г. Этим имелось ввиду, между прочим, помочь баталистам и иллюстраторам, дав им возможность избежать хотя бы грубейших ошибок, которые встречаются порой и у серьезных, вдумчивых художников. Так, например, у Гесса и Вилевальда, на некоторых из прекрасных картин из цикла боев 1812, 1813 и 1814 г.г. находящихся в Зимнем дворце, у некоторых гвардейских частей показаны знамена не те, которые они имели в данном бою, а те, которые получили позднее, за отличия, оказанные в этих боях. Об ошибках многих из позднейших художников нечего и говорить. Уже не говоря о Кивщенке, даже картины Верещагина пестрят ошибками и сочетанием несочетаемого (одна часть обмундирования одного полка, другая часть обмундирования другого полка и т.д.).
4) о тех знаменах, штандартах и прочих знаках различия, с которыми русские полки выступили в поле в 1812 г., и о внешнем виде этих знамен и штандартов;
5) о тех знаках отличия, которые были пожалованы русским регулярным полкам за подвиги в компаниях 1812, 1813 и 1814 гг.
Приводимые сведения подвергнуты взаимной проверке по разным источникам, а при возможности проверены и дополнены архивными справками. Конечно, настоящая роспись не может претендовать ни на полноту, ни на безошибочность приводимых сведений, тем более, что составлена она несколько лет назад (первоначально знамена, штандарты и отличия в обмундировании полков изображены были в красках, но дороговизна красочных изданий заставила заменить рисунки описанием), а разработать ее более детально на основании архивных первоисточников в настоящее время не представилось возможным. Когда появился труд по родословным казачьих частей, а также не только существующих, но и упраздненных артиллерийских частей, когда будут исправлены и дополнены надписи на досках в храме Христа Спасителя об участии полков в битвах 1812 г., тогда не трудно будет дополнить настоящую роспись; ныне же это потребовало бы производства огромной работы, что исполнить, в настоящее время, мы не имеем возможности. Печатается роспись («Роспись русским полкам 1812 года» вышла в 1912 году – Прим. РК ВИФ)  в том виде, как она есть, имея в виду, что «лучшее враг хорошего» или хоть сносного и что откладывать поздно, и, надеясь, что этот элементарный справочник хоть несколько облегчит розыски о русских полках 1812 г. и об их дальнейшей судьбе.
Более же детальные по каждому отдельному вопросу данные можно найти как в архивах, так и в печатных источниках, из которых главнейшие, использованные при составлении настоящего справочника, указываются вслед за сим. Если же появится другой, более законченный труд на ту же тему, то появление его можно будет только приветствовать.
Считаю своим приятнейшим долгом выразить глубокую признательность Н.В. Зарецкому за то внимание и интерес, с которым он отнесся к выполнению помещенных в этом труде рисунков не только со стороны художественной, но и по отношению достижения наивозможно полной исторической достоверности и типичности.
Прошу также принять мою глубочайшую признательность А.И. Григоровича, А.Т. Борисевича и В.Х. Казина, любезным и компетентным указаниям которых я обязан возможностью разработать и проверить некоторые из отделов настоящего справочника. 

Комментарии РК ВИФ.
1. Предисловие к книге, написанное Г.С. Габаевым, представляет изложение практических методических особенностей построения справочника по форме одежды и знаках отличий полков.
2. При подготовке к печати  текст был переведен на современную орфографию, а подстрочные примечания были органически включены в основной текст  предисловия.
3. Обращаем внимание на то, что, по мнению Габаева Г.С., изучению формы одежды должно предшествовать выяснение организации, состава и боевого расписания войск.
4. Следует учитывать, что свою книгу Габаев Г.С. формировал на основе ряда журнальных публикаций, а вступительная статья должна была связать весь материал воедино.

                                        КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
В честь Победы
8 мая 2005 года в Центральном музее Вооруженных сил Российской Федерации (г. Москва) в Зале Победы была открыта диорама «Парад Победы 24 июня 1945 года».  Диорама изображает торжественное построение на Красной площади сводных полков фронтов Действующей армии на фоне ГИМа, ГУМа и храма Василию Блаженного в момент когда, командующий парадом Маршал Советского Союза Рокоссовский К. К. отдает рапорт принимающему парад Маршалу Советского Союза  Жукову Г.К.
На макет Парада Победы пошло свыше 1800 фигурок, который полностью изготовил лучший гравер Европы 1996 года член клуба ЛВИМ Нуждин Владимир Николаевич, проживающий в Санкт-Петербурге. Большую помощь  в создании диорамы оказала его супруга Нуждина Марина Олеговна. Работа над диорамой, проводившаяся в Санкт-Петербурге,  заняла 1,5 года, а непосредственное изготовление фигурок – около года.
РК ВИФ поздравляет Нуждина В.Н. и Нуждину М.О. с успешным завершением своей громадной творческой  работы.

В.П. Турусов
Схема представления описаний формы одежды

При изложении сведений по форме одежды необходимо создать полное представление о видах формы и об изменениях, происходящих с течением времени во внешнем облике солдата или офицера. Существуют различные подходы к представлению описаний формы одежды, снаряжения и вооружения.
Рассмотрим  возможные схемы изложения материала, часто используемые в работах по форме одежде.
Можно выделить два подхода:
• попредметное описание формы на конкретную дату,
• перечень последовательных изменений в элементах формы одежды.
1. Попредметное описание формы одежды
Попредметное (поэлементное) описание формы используется наиболее часто. При этом обычно дается  последовательное  описание всех предметов (элементов), входящих в обмундирование, снаряжение и вооружение (к примеру, головной убор, мундир, брюки и т.д.). При этом в каждом отдельном предмете могут выделяться еще его составные части: так, при описании кивера необходимо указать султан или помпон, этишкет, бляху, подбородный ремень, чехол и так далее.
Попредметное описание использовал Габаев Г.С. в книге «Роспись полкам 1812 года», представляя форму русской армии на конкретную дату  –  к середине 1812 года [2].
Попредметное описание удобно давать на определенный день – на дату утверждения формы одежды, на дату принятия Регламента по форме одежды или на дату подписания Указа.
2. Последовательное изменение в форме одежды
Изменения в форме одежды, происходящие с течением времени, то есть постепенно, могут излагаться в виде последовательных распоряжений только по отдельным элементам формы и снаряжения, при этом с определенной датой увязывается вводимое изменение конкретного детали предмета (предметов), а все остальные - подразумеваются неизменным и не указывается.
Целесообразно использовать попредметное описание изменений, когда при изложении особенностей каждого предмета формы указываются все изменения, происходящие у данного элемента за определенный период,  или когда рассматривается небольшой период без значительных радикальных изменений во всем внешнем облике. В этом случае, взяв описание любого элемента, можно сразу установить  вид  этого элемента к любому моменту времени из рассмотренного периода. Такую схему изложения широко применял в своих работах  Л. Руссело [3]. Подобный подход имеет смысл использовать для изложения изменений между крупными реформами
3. Комбинированная схема описание формы одежды
Комбинированная схема изложения – стационарное предметное описание на начало царствования и последовательное изменения в элементах формы одежды - было принята А.В. Висковатовым [7]  в  ИООиВРВ … повторена с некоторыми особенностями  В.В. Звегицовым в труде «Русская армия» [6].
Недостатком такого изложения является трудность определения состояния формы одежды в целом  на конкретную дату.  Это связано с тем, что  многочисленные последовательные изменения могут  существенно изменять облик солдата.  Внешний вид, сложившийся к определенной дате, достаточно трудно и долго надо воссоздавать, отслеживая все мелкие нововведения формы и снаряжения друг за другом. Поэтому при таком представлении необходимо затратить значительные усилия прежде, чем читатель сумеет добраться до интересующего этапа формы. Проведение реформы вызывает необходимость вновь представить полное  попредметное описание внешнего вида солдата или офицера, а дальнейшее совершенствование или развитие формы может отражаться одним из двух предложенных способов. Это может быть описание всех изменений  формы после общего представления  формы одежды или же  указание изменений  в  каждом элементе формы  на разное  время  в  рассматриваемый период.   
4. Описание видов форм
Описание видов форм может производиться двумя способами:
- полное попредметное описание всех элементов каждого вида формы («описание в лоб»);
- попредметное описание набора элементов, близких и общих для нескольких видов форм, а затем указание краткой комплектации каждого вида формы из приведенной совокупности предметов (схема  комплектации формы из представленного набора  элементов, которую параллельно  успешно применяли  В. Звегинцов [6] и  М. Петар [4]).
Первый способ целесообразно использовать, если дается информация по изображению определенного автора, то есть дается фактическое описание конкретного рисунка целиком.
Второй подход целесообразно применять в случае, если имеется возможность произвести предварительный перекрестный анализ информации, причем попредметное описание может включать и указание изменений  в  отдельных деталях элементов формы. Такой способ изложения характерен для журнальных публикаций французского художника М. Петара [4].
Бюллетень ТВП использовал в основном описание основных элементов (предметов) конкретных видов формы с краткой выборочной комплектацией каждого вида формы (парадной, повседневной, походной, для конюшни, выходной и т.п.) и полное попредметное описание рисунков, если для планшетов используются материалы определенных авторов в виде изображений (оригинальных гравюр или акварелей).  Серия БТВП охватывает сравнительно  небольшой период, когда изменения в форме не носили качественного характера, следовательно, было достаточно для изложения  одного общего описания с указанием небольших изменений. В качестве примера к статье приложен текст выпуска Бюллетеня ТВП с описанием формы одежды офицера из кавалерийского полка Императорской гвардии Наполеона (представлен 2-й  полк улан-разведчиков  Молодой гвардии, 1813-1814 гг.).
Своеобразным видом представления информации является таблицы, которые удобно применять для показа различий формы одежды. Таблица используется и для представления различий званий (чинов) или видов форм одной части, а также для показа различий в форме полков одного вида. Вариантом таблиц являются словесно-элементные таблицы, разработанные и использованные М.В. Люшковским [5]. Однако следует всегда учитывать, что для составления таблицы необходим предварительный анализ и обязательная систематизация исходной информации с приведением к унифицированному виду.
Источники
1. Турусов В.П. Схема представления описаний формы одежды / Выпуск  18 - 32 (687) // Бюллетень ТВП (рукописный фонд). Санкт-Петербург,  1993 год.
2. Габаев Г.С. Роспись русским полкам 1812 года. Киев, 1912.
3. Rousselot L.  L’Armee Francaise, ses uniformes, son armement, sos equipemtnt.  Plahches 1…102. Paris, 1943…1967.
4. Petard M. Le Fusilier / L’Homme de 1791 // Uniformes. 44. Juillet-aout 1978. P.22…29.  Его же.  Le Lancier polonaise /  L’Homme de 1810  // Uniformes. 77. November-december 1983. P.23…27. Его же.  Le Cuirassier /  L’Homme de 1807 // Uniformes. 41. Janvier-fevrier 1978. P.18…26. Данные публикации представляют примеры разработок М. Петара.
5. Люшковский  М.В.  Схема представления сведений по форме одежды  //  ВИФ. 1998.  № 11. СПб.  С. 27.   
6. Звегинцов В.В.  Русская армия.  Чч.  1…7.  Париж, 1967…. 1980. В работах Звегинцова В.В. представлена форма русской армии с 1700 по 1917 год.
7. [Висковатов А.В.] Историческое описание одежды и вооружения российских войск с древнейших времен до 1841 года. Первое издание.  Т.1…30.  СПб. 1841…1857. Издание было продолжено, а затем в начале XX века целиком повторено, причем первоначально были изданы 18 томов, а окончание печати томов второго издания было осуществлено в 40-х гг. прошлого века.

Приложение.  Приведем пример попредметного описания формы одежды в выпуске рукописного фонда БТВП. Сноски на рисунки даны на планшет БТВП, который прилагается.
Бюллетень ТВП: выпуск  1Ф–13  (1069)
1813 - 1814 гг.
Ф Р А Н Ц И Я
La Garde  Imperiale   -  Императорская гвардия
2-й  полк улан-разведчиков  Молодой гвардии
Офицер
Полная форма
Планшет № 1/14.
Описание формы офицера составлено по материалам рисунков художника Leliepvre в книге Lachouque  La Garde  Imperiale,  1982 (место издания не указано). Офицер представлен в полной форме, практически являвшейся парадной. Судя по белому султану, это офицер штаба полка в звании капитана, если поле эполет не имело полосок. В повседневной обстановке султан снимался, а брюки заменялись  походными с кожей в шагу и с одинарным золотым лампасом.   
КИВЕР (рис.92)  цилиндрический малиново-красный с двумя черными козырьками, из которых задний поднят. По верху кивера шитье золотого шнура в виде колец (рис.91). Возможно, это были две полоски сверху и снизу, по  Leliepvre это не просматривается. Кокарда (рис.93б) трехцветная, петлица кокарды (рис.93а) из золоченого шнура, пуговица кокарды и пуговица для этишкета – позолоченные.  Помпон (репеек) из золоченого шнура. Султан белый. Подбородная цепочка (рис.90) из латунных (позолоченных?) колец на подкладке малиново-красной (возможно на черной?). Этишкет  (рис.106) золоченого шнура с обвязкой вокруг шеи (рис.95).
ГАЛСТУК  черный или черный с белой окантовкой по верхнему краю (рис.104).
ПРИЧЕСКА (рис.89)  – короткая стрижка, усы и  бакенбарды.   
МУНДИР (рис.96) с короткими фалдами однобортный зеленый;  воротник и обшлага, выпушка по борту и отвороты фалд,  выпушка карманов типа «a la soubise» малиново-красные. Возможно, что воротник имел зеленую выпушку по Leliepvre (рис.96), но это показывают не все источники (рис.89). Пуговицы позолоченные: 9 по борту,  2*2 на рукавах, 1*2 на плечах и 2*2 на клапанах карманов (рис.96). Контр-погончики золотого галуна на малиново-красной подкладке.  Эполеты по званию золотого галуна.
БРЮКИ (рис.98) зеленые с зелеными обтяжными пуговицами на поясе; лампасы золотого галуна с зеленой выпушкой между лампасами, штрипка черной кожи.
САПОГИ (рис.103) черные с короткими голенищами,  шпоры прибивные  стальные.
ПЕРЧАТКИ (рис.97) короткие бело-охренные.
ЛЯДУНКА  черной кожи с позолоченным орлом на крышке, возможно золотой галун по краю крышки. Ремень (перевязь) лядунки (рис.94) черный с золотым галуном по краю.
ПОРТУПЕЯ (рис.99) черной кожи с золотым галуном по краю; пряжки, крючок-застежка и бляхи – позолоченные.
САБЛЯ (рис.100) офицерская образца XII года с позолоченным эфесом, рукоять черная, ножны стальные с позолоченными гайками и кольцами.
ТЕМЛЯК  (рис.100) из золотого шнура с тонкой бахромой у офицеров роты и с канительной – у старших офицеров.
СЕДЛО (рис.102) коричневой кожи с латунной окантовкой по задней луке седла. Подпруга седла серая, путлища охренные, стремена стальные.
ВАЛЬТРАП (рис.102) зеленый, выпушка не просматривается (?), галун золотой. Подколенная пластина черной кожи, ремни по вальтрапу черные, кольца стальные. Чемодан малиново-красный цилиндрический, на торце выпушка золотая, галун золотой. В заднем углу золотого шитья орел под короной. Ремни снаряжения черной кожи, на груди – позолоченная бляха (рис.101).  Ремни чемодана белые с латунными пряжками (рис.105).
ОГОЛОВЬЕ  черной кожи легкокавалерийского типа, гарнитура  латунная, мундштук стальной. Бляха мундштука – позолоченная латунная.
Основной  источник:  ЛЕЛИПВРЕ (Leliepvre). 
       14 сентября 1998 года       
                                                                                                                        Т.В.П.   
                                                                                    

Объявление
Сообщаем об изменение контактного телефона Клуба ЛВИМ, г. Санкт-Петербург: с 1 июня 2005 года  вместо 114-16-92 Котельникову Виталию Васильевичу следует звонить по номеру 714-16-92.
РК ВИФ

   С.Ю.    Евсеенков
      Коллекционирование  фигурок – игра искусство или наука?
Маленький игрушечный солдатик известен у нас в Санкт-Петербурге под названием «военно-историческая миниатюра». При виде фигурки возникает вопрос:
Это игрушка?
Да, безусловно, но для лишь детей дошкольного возраста. Для людей серьезных и увлеченных – это предмет серьезного собирательства, но при условии, если фигурка соответствует определенным требованиям по качеству изготовления и по исторической достоверности.
Коллекционировать оловянных солдатиков, безусловно,  нравится  взрослым. Интересно, почему? История этих миниатюрных статуэток, изображающих воинов и так милых сердцу почтенных по возрасту коллекционеров,  насчитывает многие века. Изготовляли фигурки во все культурные эпохи,  ими были увлечены в равной степени все слои общества – от короля, великого полководца, коммерсанта до обычных людей, собирающих свои коллекции не менее увлеченно и самозабвенно, чем сильные мира сего…
Что принято обычно понимать под оловянной фигуркой? Известный собиратель и исследователь оловянной миниатюры уважаемый господин Ольмис так пишет об этом в журнале «Оловянная фигурка»:  «Оловянная фигурка представляет собой маленькую пластическую форму, созданную из различных сплавов, содержащих в себе большую часть олова, путем ее отливки в полой форме. В соединении с достоверной и исторически выверенной раскраской оловянная фигурка может иметь достаточно высокую степень художественной выразительности».
Фигурка интересна сама по себе. Если абстрагироваться от её как от  «игрушки», то  оловянные культурно-исторические фигурки приобретают характер важнейшего средства иллюстрации истории человечества. Они служат как бы оживлению исторических процессов всех сфер жизнедеятельности человека, а так же флоры и фауны во всем  их огромном  многообразии [3].
Со временем в оловянных фигурках слились воедино искусство скульптуры, живописи и усилия историков-реконструкторов миниатюристов событий прошлого. Так, коллекции фигурок, изображающих солдатиков отражают изменения, происходящие в военном деле, точно копируя вооружение, обмундирование, боевые знамена, а также  тактику армий разных эпох. Фигурки воинов использовались и используются в качестве средств обучения в военных школах, при подготовке и оформлении парадов и при разработке тактических схем. В Европе в XVIII веке получил распространение и стал пользоваться колоссальной популярностью так называемый «Kriegespiel», что в дословном переводе с немецкого означает «игра в войну». Это вид исключительно мужской игры, берущей начало в Древнем Китае. Здесь, безусловно, видно влияние «древне китайских» трактатов Сунь–Цзы. Первоначально  «древнекитайский кригшпиль» напоминал игру в шахматы (правда, весьма отдаленно), и, скорей всего, происходил от древнекитайских шахмат, но при этом в роли пешек выступали фигурки воинов, выполненные с более тщательной проработкой. Играли синими и красными фишками – отсюда и разделение на «красных» и «синих», которое сохранилась на сегодняшний день в военных учениях многих  стран...
«Кригшпиль» стал популярным в Европе благодаря немцу фон Райсвитай. В Санкт-Петербурге ещё встречается английский  термин «варгейм», то есть военная игра с помощью миниатюры типажа.   В реконструкцию боевых действий с помощью оловянных солдатиков играли английский писатель Герберт Уэлс и француз П. Бенуа. Эта игра была  известна древним ацтекам и майя, но к нашему глубокому сожалению, эти сведения не позволяют полностью представить, как проходила «игра в солдатики» в этих самобытных культурах, сформировавшихся независимо от европейской цивилизации. 
С течением времени правила игры в солдатики изменились. Фигурки стали использовать (выставлять) на специально изготовленных топографических картах.  Фридрих II Великий, использовал солдатиков уже на макетах местности, расположенных на специальных игровых столах. Известно, что испанский король Альфонс XIII, русский самодержец Николай II (последний русский император, безусловно, собирал традиционных нюренбергских оловянных солдатиков, но как конкретно играл император, мы точно сказать не можем), кайзер Вильгельм II играли в «кригшпиль» тысячами фигур. Наполеон имел статуэтки, изготовленные мастером гравером господином Бьннэ. Выпуск информационной программы «Время»  в 2004 году довольно подробно рассказал об этом собрании. При этом демонстрировались крупные планы типажей этой по-своему уникальной коллекции.
Фигурки этого собрания выглядели несколько грубоватыми с неправильными пропорциями тела, а роспись (раскраска) представленных солдатиков, по нашему мнению оставляют желать лучшего…
Следует отметить, что  император Наполеон предпочитал войну на практике, то есть «игру» на живых солдатах и офицерах как свой армии, так и армий противоборствующих сторон…
С раннего детства «игрой в войну» увлекался Уинстон Черчилль, но в последствии и он переключился на «огромный театр боевых действий Второй Мировой войны». В наше время предпочтение отдают солдатикам в красочной и интересной униформе. Это, прежде всего, солдаты наполеоновской эпохи,  Средние века и Античность, так как современные однообразные мундиры цвета «хаки» многим кажутся скучноватыми и мало привлекательными…
ЧТО И КАК СЛЕДУЕТ СОБИРАТЬ?
Ответ на этот вопрос  является важным для каждого коллекционера. Для ответа необходимы  достаточная ориентированность и познания в области типажей фигурок, а также наличие постоянной информации о новых поступлениях миниатюры и о разработках игровых новшеств. Коллекционер  обязательно должен иметь перечень производимых  фигурок и сведения  о планах производства новых типов фигур и о разрабатываемых сериях (наборах) фигурок. Исходя из этой разнообразной информации, коллекционер делает заказы по приобретению новых типажей. Конечно, для этого нужны красивые и грамотные каталоги.  Безусловно, каждый коллекционер должен иметь библиотеку по интересующей его военно-исторической тематике, которую  необходимо постоянно пополнять.
Дух собирательства и познания не имеет границ, и  мы слышим подчас, что отдельные собиратели имеют уже  до нескольких тысяч фигурок и даже больше,  и при этом  не могут остановить процесс собирательства.
«Классическую» оловянную миниатюру изготавливали во многих странах, но именно процесс широкого и культурного коллекционирования начинается с немецкой фирмы «Гейнрихсен», которая была основана в 1839 году в городе Нюрнберге (Бавария).  Этих солдатиков так и называют «нюрнбергские». Фирма «Гейнрихсен» выставила своих солдатиков на Всемирной выставке 1882 года и получила за них Золотую медаль. С коллекционирования фигурок этой фирмы часто и начинаются знаменитые коллекции оловянных воинов.
Наборы солдатиков, которые продавались в конце девятнадцатого века,  были разбиты на «полки»: пехотный полк состоял из 20 фигурок пехотинцев – в одной лубяной коробочке, в другой «был расквартирован»  кавалерийский полк, состоящий из 10 всадников, трубача, носителя штандарта  и офицера. Были и большие наборы, когда специально создавалась «группа войск» (большой набор фигурок)  для конкретной исторической игры. Например, игра в «Отступление Наполеона из России», (мы считаем, эту игру реконструкцию, весьма полезной игрой для всех врагов нашей Родины – Е.С.)! Солдатики продавались уже раскрашенными, но можно было купить и некрашеных. В последнем случае владелец коллекции мог, самостоятельно раскрашивая (расписывал) эти фигурки, точно воспроизвести обмундирование тех или иных родов войск разных армий.
В сюжеты таких игрушек активно входили и самые последние события конца XIX века. В 1899 году началась англо-бурская война в Южной Африке,  и тут же появились «оловянные соединения» буров и англичан. Во времена русско-японской войны 1904…1905 гг. мальчишки разыгрывали сражения между русской и  японской армиями….
Фигурки «нюрнбергского» типа использовали древнюю технологию изготовления оловянной миниатюры, которая ныне в принципе доступна любому коллекционеру.  На такой технологии может быть основано производство литых фигурок  в домашних условиях. Отметим,  что такое производство  позволяет производить и уникальные сувениры, и серьезные произведения витражного искусства для оформления интерьера.
Опытные коллекционеры ценят солдатиков, обладающих высоким комплексно-комбинированным художественным достоинством. Критериями качества коллекции считается точное соответствие фигурки определенной эпохе в малейших деталях униформы или вооружения, а также художественная пластика миниатюры. Надо заметить, что эти повышенные требования распространяется в первую очередь на фигурки, изготовленные после Второй мировой войны, а точнее с 1960 года. Известно много художников, создавших прекрасные серии с изображением воинов современной им эпохи с большой точностью и художественным вкусом. Получили всеобщее признание также коллекции, где серию фигур (обычно это пять шесть мастер–моделей, из которых один воин, как правило, всадник) оценивают по фактуре, происхождению, число фигур в серии, коллекционной уникальности и по другим, историческим или художественным особенностям. Такие собрания уже являются антикварными, их стоимость особенно высока. Русские мастера Петербургской школы оловянной миниатюры использовали для создания фигурок дерево, фарфор и сложно составное папье-маше. Подобные коллекции считаются бесценными и являются предметом поклонения и поисков многих элитных коллекционеров.
Было бы большим достижением, если бы частные коллекционеры и музеи  Санкт-Петербурга смогли бы совместными усилиями выставить или хотя бы зарегистрировать в одном месте свои коллекции. Путем сравнения различных технологий производства (способов литья, сборки, элементов и характера раскраски) можно было бы выявить  немало интересных особенностей  истории  создания и развития Питерской школы оловянной миниатюры - второй  Родины  стойкого  оловянного солдатика.
Интересен огромный опыт немецкой школы традиционного плоского «нюренбергского» оловянного солдатика,  который широко и подробно представлен в уникальной для нас книге автора Эрвина Ортмана «Оловянные фигуры в прошлом и настоящем» [3]. Это настоящий учебник для ценителя и коллекционера оловянной миниатюры. Мы специально приводим отдельные выдержки из этого уникального издания для конкретизации целей и задач собирателей и скрупулезных коллекционеров-реконструкторов.
«…Имеется группа, так называемых, «массовых» коллекционеров, которые занимаются исключительно военной тематикой. Они стараются отобразить в своем оригинале все тактические подробности. Редко собирают полки и подразделения в оригинальную величину, поскольку невозможно было бы выставить весь полк на столе. Коллекционеры собирают (и играют в войну) в соотношении 1/5, 1/10, 1/20, 1/25 или 1/50 и даже 1/100 (довольно редкое и даже уникальное явление). Эти подразделения в таком соотношении представлены в разных вариантах: на марше, в наступлении и в атаке, в полной выкладке и даже при бегстве. Поэтому наборами своих фигурок они способны изобразить все виды тактических действий, основываясь на исторически достоверном отображении отдельных битв и великих сражений. Массовый собиратель должен ограничиваться каким–то узким отрезком или только отдельной битвой и всю свою жизнь заниматься комплектованием своей коллекции. Ему нужно много времени, и он чаще всего обращается к заинтересованной общественности. Наиболее увлеченные выставляют в музеях и на выставках свои войска на многих квадратных метрах. Ведь дома коллекционер может выставлять лишь отдельные образцы или варианты своих коллекций, если, конечно, у него нет достаточной площади для выставления своего «оловянного воинства». Особенности группового и массового собирательства объединяет в себе строителей диорам, которые выходят за приделы чистого собирательства. Мастер диорам является универсальным мастером, для которого нет нечего невозможного. Приведенные выше группы собирателей вряд ли можно четко отграничить одну от другой. Собиратель типажей может быть одновременно строителем диорамы, а создатель диорамы может начинать свою собирательскую деятельность как групповой собиратель, пока он не поддастся искушению расширить свою рабочею группу (клуб) для создания более крупной композиции. Обычно в этом деле нельзя обойтись без коллективного труда. В исключительных случаях один собиратель «ловок в плане обмена миниатюры», удачлив во всех областях, в военной истории обладает большими познаниями в отдельной дисциплине (истории костюма), архитектуры, флоры, фауны и имеет достаточно хорошие рабочие руки».
Источники
1. Калласт М. Из истории оловянных солдатиков // Искусство и быт.  1982.  №1.  С. 28…33.
2. Стойкие оловянные солдатики //  Иcкорка. 1985.  №12.  Декабрь. С. 60…61, а также рисунки на четвертой странице обложки журнала.
3. Ортман Э.  Оловянные фигуры в прошлом и настоящем. Фотографии Эрнста Шеффера / Серия «История культуры».   Издательство «Лейпциг».  1973 год.   С. 28,   60… 63.
4. Музей корпорации  «Станни каст».  2003.  На правах рукописи.
5. Разин Е.А. История военного искусства. Том 1. Античный период. Издательство «Полигон». 1994. С. 111…128.
6. Малышев В., Аранович А. Императорская коллекция скульптур воинов российской гвардии и шефских полков армии Василия Гайзенбергера. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. СПб.,  2002. – Набор включает 14 открыток конных фигур.
7. Скворцов А. Е. История успеха. Часть II.  2004. Выписка из Интернет страницы студии «Синеус». На правах рукописи. 
8. Скворцов А. Е. Справка  о  «Синеусе».  СПб. 2004.  На правах рукописи.
9. Ширина А. Феномен игры //  Мир металла. Санкт – Петербург. 2004. С. 2…3.


В.В. Котельников
               Облик музея военно-исторической миниатюры 

Планы создания музея военно-исторической миниатюры оживили дискуссию о том, каким должен быть сам музей [3, 4]. При этом вопрос облика музея  для коллекционера не касается места и вида здания, ибо в данном случае выбирать, видимо, не придется, и где будет возможно,  там и разместится экспозиция музея.
Что касается роли и места музея в военно-историческом движении города Санкт-Петербурга, то подобное, несомненно, требует обсуждения. Клуб ЛВИМ уже посвятил этому часть своего заседания-встречи  21 января 2005 года, но точки зрения участников дискуссии – коллекционеров  и музейных работников  - в частностях разошлись. Поэтому имеет смысл остановиться на конкретных аспектах построения музея с точки зрения разных заинтересованных в этом лиц.  В данном случае основное внимание уделим на рассмотрении музея как центра для коллекционеров и собирателей фигурок [4]. 
Что же хочется видеть членам клуба в будущем музее военно-исторической миниатюры?
Задачами музея могут быть:
• сохранение истории создания и развития исторической миниатюры от древности до наших дней в виде документов, фигурок и художественных произведений,
• сбор и хранение коллекции миниатюры, находившиеся ранее в других непрофильных музеях и  у частных коллекционеров,
• развитие и пропаганда технологии изготовления миниатюры разных типов и видов,
• привитие интереса к истории нашей Родины, воспитание новых поколений любителей истории и коллекционеров фигурок,
• поддержка связи с аналогичными музеями России и зарубежья, частными коллекционерами и с фирмами-производителями фигурок,
• участие в российских и международных выставках, ярмарках и конкурсах по тематике музея.
Как и любой музей, музей военно-исторической  миниатюры должен иметь выставочно-экспозиционную часть. Экспозиция может показывать историю создания военно-исторической миниатюры от древности до современности по годам, по странам и по мастерам. Особо выделяется развитие миниатюры в России (СССР), включая разные виды и типы фигурок в соответствие с существующей классификацией [1]. Отдельной темой является вопрос об авторах-изготовителях фигурок в России и в ближнем зарубежье, то есть на территории бывшего Советского Союза.  В музее должен быть отражен процесс изготовления фигурок и представлены материалы и инструменты, с помощью которых изготовляются фигурки. 
С учетом опыта работы Клуба ЛВИМ, собирающего коллег по интересам  с 1968 года уже более 35 лет [2], вариантами использования фигурок могут быть
• «чистое» коллекционирование фигурок (миниатюр),
• иллюстрация фигурками особенностей обмундирования и снаряжения армий в различные исторические эпохи,
• создание с помощью миниатюр макетов и диорам на исторические темы,
• демонстрация на фигурках боевых порядков войск,
• иллюстрация докладов по военной истории,
• воссоздание в миниатюрах облика исторических персоналий,
• использование фигурок для военных игр,
• создание художественных и подарочных военно-исторических произведений в виде миниатюрной скульптуры разного размера.
Очень хотелось, чтобы в экспозиции музея было предусмотрено место для постоянных и временных выставок, где могли выставляться фигурки из частных собраний.
При музее должен быть сформирован Клуб любителей (изготовителей, собирателей, коллекционеров) исторической миниатюры, который объединял бы любителей, коллекционеров, авторов и изготовителей фигурок Санкт-Петербурга, а может быть и региона или даже России. Клуб может стать базой для привлечения молодежи, в первую очередь школьников, из которых в будущем вполне возможно станет готовить квалифицированные кадры и для самого музея, а также выращивать  новых авторов фигурок, граверов, художников по росписи фигурок и просто знатоков истории военно-исторической миниатюры.
Музей может объединить под своей эгидой разрозненные кружки и клубы, занимающиеся играми.
В коллекции музея обязательно должны быть  представлены фигуры, изготовленные из разных материалов: помимо металла, это бумага, дерево, пластмасса и т.д. 
Изложенные предложения являются личной точкой зрения автора. Они базируются на выводах из многолетнего опыта  коллекционирования фигурок, а также основываются на выводах председательской деятельности в Клубе ЛВИМ при Музее А.В. Суворова с 1992 года по 2005 год, то есть на протяжении более 13 лет, но  с учетом уже высказанных предложений по созданию музея [3]. 
Желаем создателям музея успехов в новом для Санкт-Петербурга деле!


Источники
1. Турусов В.П.  Классификация военно-исторической миниатюры // ВИФ. 2004. № 1 (21)  [Рейтар №  7 (4 / 2004)].  М.- СПб.,  С. 210…213.
2. Турусов В.П.  Изучая историю войны 1812 года (Петербургский клуб любителей военно-исторической миниатюры) / Эпоха 1812 года:  Исследования. Источники. Историография. Второй выпуск // Труды ГИМ;  Выпуск 137.  М., 2003. С. 282…291.
3. Рогулин Н.Г. Концепция музея оловянных солдатиков //  ВИФ.  1996.  №5. СПб.,  С. 25.
4. Котельников В.В. Предложения по организации музея оловянной миниатюры (рукопись, представленная в музей Суворова).  СПб.  2005.
5. Иванов В., Котельников В., Скворцов А.  Традиции петербургского Клуба ЛВИМ  //  Para Bellum. 2000.  № 11.  СПб.,   С. 61…66.

Поздравление с юбилеем
22 октября 2005 года исполняется 60 лет  нашему постоянному автору Турусову  Виктору  Павловичу.
Турусов В.П. родился в 1945 году в Ленинграде. По образованию инженер-электромеханик, кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Проживает в настоящее время в Санкт-Петербурге.
С 1960 года более 45 лет занимается изучением военной историей России. За это время им был собран большой рукописный материал из разных источников по истории русской армии в XVIII - начале XIX века. В 1963…1966 гг. был лично знаком с Люшковским М.В. и слушал его выступления в Ленинградском Доме ученых. В 1960…1973 гг. занимался изготовлением авторских бумажных фигурок «классического» размера в 32 мм. Участвовал в выставке в Артиллерийском музее в 1971…1972 гг.
С 1973 года Турусов В.П. начал работу над рукописным фондом «БюллетеньТВП»,  которая продолжается по сей день. БТВП, составленный из планшетов и выпусков, насчитывает на 2005 год более 1680 листов с примерно 17 000 рисунков и 1350 выпусков сопроводительного текста. Этот рукописный фонд по форме европейских армий представляет плод коллективного труда нескольких десятков участников кооперации, но все время более 30 лет бессменным создателем и руководителем коллектива, редактором-составителем всего материала и оформителем окончательного варианта всех (!) планшетов Бюллетеня ТВП является   Турусов В.П.
Турусов В.П. - автор многих  статей в альманахе «Военно-историческая фигурка», в создании и выпуске которого с 1994 года принимал активное участие.  Турусов В.П. написал ряд статей для  энциклопедии Отечественная война 1812, выпущенной ГИМом (г. Москва) в 2004 году, и в сборнике «Эпоха 1812 года», выпускаемой к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Любимые темы юбиляра – история русской армии и история наполеоновских войн.
Член Военно-исторического кружка при Артмузее с 1968 года. Принимал непосредственное участие в воссоздании работы Клуба любителей военно-исторической миниатюры при музее А.В. Суворова в 1992…1994 гг. и является активным участником работы клуба последние 10 лет.
Поздравляем Виктора Павловича Турусова с 60-тилетием и желаем   здоровья и дальнейших успехов в работе и продолжения творческой деятельности!