В.П. Турусов
Особенности военно-исторического движения в России
(по опыту ряда отечественных клубов)
[окончание, начало  -  ВИФ № 8 (28),
продолжение - №№ 9 (29)…11(31)]
Одним из наиболее трудоемких форм работы военно-исторического движения является организация и проведения выставок военно-исторической миниатюры 

7. Выставки военно-исторической миниатюры
Идея организации выставок работ изготовителей военно-исторической миниатюры  не нова. Целью таких  выставок могут быть демонстрация качества работ, а также  публичное признание авторов и обмен опытом работы изготовителей и коллекционеров.
Однако реализация  и организация вставок, связанных с деятельностью клубов военно-исторического моделирования, встретилась с рядом трудностей.  Дело в том, что сами фигурки долго не рассматривались как предмет  выставки, а почти все время связывались только с детской «игрой в солдатики» или в лучшем случае как подсобное средство  для создания военно-исторических макетов. Такие стереотипы мышления характерны во многих случаях и для наших дней. Понадобилось много лет по совершенствованию качества работы скульпторов, граверов и художников, внедрение военно-исторической миниатюры в музейные экспозиции, признание работ отечественных мастеров исторической миниатюры за рубежом, чтобы в нашем Отечестве началось изменение отношения к фигуркам…
В связи с этим, следует отметить, что название «военно-историческая миниатюра» наиболее точно соответствует роли и месту  фигурок в реальном отображении исторических образов и событий.
Первая выставка работ членов Военно-исторического кружка при Артиллерийском музее проводилась в Ленинграде  на рубеже 1971 и 1972 гг. в фойе кинозала ГИМАИВиВС. На этой выставке впервые за многие годы были представлены авторские и коллекционные работы Введенского Г.Э., Поборчего В.С. (1917-1972), Никитина А.Л. (1956-2005), Турусова В.П., Мезенева В.Ф.   и ряда других авторов-изготовителей и собирателей фигурок разных типов и видов (металлических и бумажных, размером от 32 мм до 50…60 мм, с элементами объема и рельефа и плоскими и т.д.). Затем спустя несколько лет, последовала выставка военной игрушки в Петродворце, на которой были представлены фигурки из коллекции М.В. Люшковского. хранящиеся в Музее А.В. Суворова. Следует обратить внимание на название выставки - слова «военная игрушка» наиболее точно отражают отношение к военно-исторической миниатюре, долго существовавшие у музейных работников и СМИ. Это связано в первую очередь со стереотипом сказки Г.Х. Андерсена о стойком оловянном солдатике, в которой представлен запоминающийся образ военной игрушки…
По мере роста возможностей кружка и в первую очередь самих кружковцев изменялись и масштабы проводимых выставок. Выставки прошли этап перехода от набора того, что имели под рукой коллекционеры, до исторических реконструкций определенной тематики, определяемой заранее. Так, к 1980 году из работ кружковцев Музею А.В Суворова была создана тематическую выставку, где военная история нашей Родины была представлена в виде многочисленных макетов разной величины, созданных на базе полурельефных фигурок размером 32 мм. На этой выставке было показаны реконструкции от Ледового побоища до Парад Победы 1945 года, а также макет Почетного караула у могилы Неизвестного солдата в Александровском саду Москвы. Отметим, что вся экспозиция строилась на полурельефных фигурках  на объемном предметном плане, включая объемные модели военной техники в масштабе  1:50. Некоторые экспонаты этой выставки сохранились в собрании музея А.В. Суворова и были представлены много лет спустя на отдельной постоянной экспозиции в Пятом выставочном зале музея летом 2003 года. Ряд небольших по масштабу выставок фигурок проводились в Санкт-Петербурге в период 1993…2000 гг. [41].
Бурное развитие военно-исторического моделирования в 80-е годы прошлого века привело к выдвижению на первый план объемных фигур М 1:25. Объемной миниатюрой стали заниматься различные студии профессионалов, с такими фигурками  студии и отечественные авторы  вышли на международную арену как производители скульптуры малых форм и как участники выставок в Париже, Риме, Лондоне, а также в  США…
В то же время выставки на территории СССР и в России проводились крайне редко и  нерегулярно, были кратковременными и в прошлом веке слабо отражались в СМИ. Преимущественно выставки носили своеобразный корпоративный характер, связываясь лишь с  работой военно-исторических объединений. Так были проведены выставки или было развернуто   несколько экспозиций в Москве и в Екатеринбурге. В  конце 80-х гг. была создана оригинальная передвижная выставка работ ленинградского Товарищества «Российская историческая миниатюра», с которой представители Товарищества объездили ряд городов СССР. На этой выставке были представлены запоминающиеся реконструкции страниц военной истории нашей страны и Европы из фигурок 32 мм (к примеру, штурм Измаила или сражение при Ватерлоо).
В 2001 году петербуржец Скворцов А.Е. выступил инициатором проекта городской выставки военно-исторической миниатюры Санкт-Петербурга, которая должна была проводиться по общему замыслу, сопровождаться конкурсом исторической миниатюры и охватить максимальное количество коллекционеров, авторов-изготовителей, клубов и профессиональных студий исторической миниатюры города.  Первая городская выставка состоялась в сентябре…декабре 2001 года в Петербургском Музее кукол. Там же, но год спустя,  10 сентября 2002 года открылась Вторая городская выставка исторической миниатюры, которая также прошла в Музее кукол на Васильевском острове (г. Санкт-Петербург, 10 сентября - 12 октября 2002 года). Девиз Второй выставки «Наши миниатюры - шаги в историю». Выставки служили центром притяжения для коллег по интересам: так, в   рамках городских выставок проводилась официальная презентация, когда на открытие экспозиции приглашались заинтересованные лица разных организаций, устраивались показательные мастер-классы с отливкой фигурок в присутствии  посетителей, проводились на выставках клубные дни, обязательно устраивался конкурс миниатюр, была создана экспозиция военно-исторической  литературы со свободным доступом к книгам и журналам…
Традиция проведения выставок сохраняется в Санкт-Петербурге по сей день. В мае 2003 года во время празднования 300-летия Петербурга была проведена  отдельная выставка исторической миниатюры «Весь мир в подарок Петербургу»,  организованная общественным фондом поддержки творчества во главе с Рогачевыми  А.В. и Г.В….  Фирма «Русский витязь» неоднократно участвовала своими фигурками в выставке камней и ювелирных украшений, включая Центральный выставочный зал  в бывшем манеже Конной гвардии (Коннногвардейский бульвар, г. Санкт-Петербург). В частности такой вернисаж проводился 25…27 декабря 2003 года, а затем -  в декабре 2005 года. Однако на такой выставке фигурки «растворяются» в обширной экспозиции среди ювелирных изделий…
В столице нашей Родине Москве в течение примерно двадцати лет было проведено более 15 выставок исторической миниатюры разного масштаба. Деятельность такого рода уверенно вышла на городской уровень, но пока редки и трудны контакты на уровне коллекционеров и производителей разных городов России.
Работа по созданию выставок продолжается в Санкт-Петербурге поныне. В 2005 году дважды проводились трехмесячные выставки с участием военно-исторических фигурок в выставочном зале «Нарвские ворота», когда фигурки и реконструкции из них «встраивались» в общую экспозицию [36 … 38].
25 ноября 2005 года Артиллерийский музей (г. Санкт-Петербург) открыл отдельную выставку военно-исторической миниатюры «Оловянный солдатик. Откуда? Как?  Зачем?» [35, 40]. Эта выставка действовала вплоть до конца февраля 2006 года в основной экспозиции музея. Как следует из названия, организаторы и устроители выставки вновь отталкиваются от сказочного  определения фигурки («оловянный солдатик») и заостряют внимание на чисто игровой стороне использования фигурок («варгейм»). Публикации с СМИ, может неосознанно, сводят все, что связано с фигурками, только к играм «взрослых детей», сильно усложненным, но только  играм… При этом  забывают о художественной и исторической стороне производства подобных фигурок, требующей разнообразных знаний, значительного  технологического умения, а также настоящего искусства создания макетов и картин реконструкции исторических событий. Недаром вся такая деятельность получила  более точное наименование - «военно-историческое моделирование».   
Тем не менее, следует отметить, что выставки фигурок любого ранга вносят свой вклад в общение специалистов и обеспечивают общественное признание авторам-изготовителям, в том числе скульпторам, художникам, историкам-консультантам, а также коллекционерам. Как показывает опыт, коммерческий результат таких выставок незначительный, но общественный резонанс всегда имеется. В первую очередь,  выставки - это путь общения коллег и возможность отдельных любителей влиться в организованные формы движения [41].
15 августа 2006 года состоялась презентация  выставке, посвященной 30-тилетию военно-исторического движения в Санкт-Петербурге. Выставка открыта с 16 августа по 5 ноября 2006 года. Это первая выставка подобной тематике. Предложение создать такую выставку высказал Суслов П.В., кураторами выставки  стали  Бухарев А.Б. и Евтеев К.С. [43].  В создании экспозиции этой выставки, как и неоднократно в других выставках, проведенных  ранее в Нарвских воротах Санкт-Петербурга, внес свою лепту и Клуб ЛВИМ. Все время активными  организаторами участия членов Клуба ЛВИМ в вернисаже  зала «Нарвские вороте», были и остаются Житомирский В.Л. и Скворцов А.Е. Фактически новая выставка посвящена тридцатилетию групп военно-исторической реконструкции г. Ленинграда, но по своему содержанию охватывает период гораздо больший, чем последние тридцать лет истории движения…
В специфический род деятельности - организацию и проведения выставок - много усилий и творческого развития вложили Сот Р.Ш., Введенский Г.Э., Скворцов А.Е., Рогулин Н.Г., Космолинский П.Ф., Коннов В.Н., Файбисович В.М., Нуждин В.Н., Житомирский В.Л., Мителев А.В., Рогачев А.В., Рогачева Г.В., Соловьев А.В.,  Барышников С.О., Арсеньев А.К., Бухарев А.Б.,  Евтеев К.С.  и   многие другие коллеги по интересам.

Заключение
В нашем обзоре развития военно-исторического движения нами упомянуты далеко не все клубы и группы, журналы и альманахи, коллекционеры и авторы-производители исторической миниатюры разных типов и видов, включая бумажные фигурки [42]. Нашей задачей было выявление основных направлений и выделение узловых этапов развития военно-исторического движения Петербурга (в основном) и России к началу XXI века на характерных примерах работы  различных организаций, преимущественно общественных  и некоммерческого типа [38].  Нам также хотелось упомянуть фамилии тех, кто оказал значительное влияние на ленинградских и петербургских участников военно-исторического движения за вековой период его развития. Мы не претендуем на общие выводы и оценку вклада отдельных личностей и организаций. Надеемся, что статьи участников движения позволять расширить картину движения и отразить новые стороны его развития в разных городах России.
Но полагаем, что в деятельности первых организаций - кружков, клубов, ассоциаций Ленинграда - Санкт-Петербурга, Москвы, Свердловска-Екатеринбурга, Брянска и других городов России отразились основные и наиболее характерные черты военно-исторического движения в целом.
Пользуясь случаем, помянем еще раз тех из известных наших коллег, с кем мы уже навсегда расстались: в этот списке - Люшковский М.В., Любимов А.И., Раков Л.Л., Сот Р.Ш.,  Поборчий В.С.,  Космолинский П.Ф.,  Куликов В.Н.,  Никитин А.Л.,  Летин С.А. … 
Военно-историческое движение в России развивается,  и множатся формы его проявления. Расширяется число участников движения, и развиваются сферы его деятельности.
Желаем всем его участникам успеха и общественного признания, развития связей друг с другом, исполнения замыслов и реализации общих планов.

Источники
1…34. Приведены в ВИФ  №№  9…11.
35.  Нижегородцев Д.  В солдатики играли Наполеон и Кутузов //  Metro.  29 ноября 2005.
36.  Играем в солдатиков. 25 февраля - 20 мая 2005 г. Буклет выставки. Центр петербургских искусств “Авит”. СПб.  2005.
37.  Житомирский В.Л., Скворцов А.Е., Шмитман М.Л. Новая выставка в зале «Нарвские ворота» // ВИФ. 2005. № 6 (26) [Рейтар № 18 (6/2005)]. М. - СПб.  С. 156…157.
38.  Битва трех императоров.  Аустерлиц - 200 лет спустя.  25 октября 2005 - 29 января 2006. Буклет выставки. Центр петербургских искусств “Авит”.  СПб.  2005.
39.  Турусов В.П.     Особенности военно-исторического движения в России (по опыту ряда отечественных клубов)  //  ВИФ.  2005…2006. № 8 (28)…12 (32).  М.- СПб. 2005…2007.
40. Введенский Г.Э. Выставка «Оловянный солдатик. Откуда? Как? Зачем?» СПб. 2005.
Котельников В.В., Мальков А.В. Демонстрация работ членами клуба ЛВИМ  // ВИФ. 2004. № 2 (22) [Рейтар № 9 (6/2004)]. М. - СПб.  С. 206…208.
Мальков А.В. Специфика коллекционирования бумажных и картонных фигурок  // ВИФ. 2006. № 9 (29) [Рейтар № 25 (1/2006)]. М. - СПб.  С. 179…184.
30-летие военно-исторического движения в Санкт-Петербурге. 16 августа - 5 ноября 2006 г. Буклет выставки. Центр петербургских искусств “Авит”,   Музей-памятник «Нарвские триумфальные ворота».  СПб. 2006.